Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,
развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на
развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае
специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное
отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном
состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и
металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для
ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов
подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева
доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной
деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную
усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить
речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец
имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,
что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой
же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки
есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук
предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в
мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые
реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,
т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика
является первым и единственным аспектом развития, который доступен
объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о
нормальном развитии ребёнка.
Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких
тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они
продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром
3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти
шарики, то его руки сохраняют правильную форму.
В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.
Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать
мячик между его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание":
руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль
головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы
плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к
массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим
разминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем
прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в
течение 3-4 минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения
для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим
упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук
всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной
педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.
Упражнение "Утёнок" Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
Упражнение "Киска" Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! -
Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! -
И погладила рукой.
В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и
собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте
учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать
"каракули".
Основные этапы развития моторных навыков руки
8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный захват".
8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать "каракули".
12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу
страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,
разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном
развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой
гимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут
вам в этом.
Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!
Оксана Макерова, логопед-дефектолог,
специально для детского портала "Солнышко".
Опубликовано 14 октября 2005 г.